Главный федеральный инспектор
по Челябинской области

Уральский Федеральный округ

Главный федеральный инспектор Артем Пушкин выступил в программе телеканала «Россия 24» «Логика власти»

Главный федеральный инспектор Артем Пушкин выступил в программе телеканала «Россия 24» «Логика власти»

Что движет политиками и первыми лицами региона во время принятия ключевых решений и как конкретные действия сказываются на нашей жизни? Разобраться в этом поможет проект ГТРК "Южный Урал" – "Логика власти". Каждую субботу в 10 часов 40 минут на телеканале "Россия". Гость сегодняшней программы – главный федеральный инспектор по Челябинской области Артем Пушкин.

Марина Овчинникова: Здравствуйте! Вы смотрите программу "Логика власти". Меня зовут Марина Овчинникова.

Вячеслав Афанасьев: Я - Вячеслав Афанасьев. Мы пытаемся понять, что движет политиками и первыми лицами власти при принятии ключевых решений; как эти решения сказываются на нашей повседневной жизни.

Марина Овчинникова: Наш сегодняшний собеседник в студии "Логики власти" впервые, хотя по "логике власти", именно он должен был бы стать нашим собеседником уже давно.

Вячеслав Афанасьев: Сегодняшний гость программы - главный федеральный инспектор по Челябинской области Артем Пушкин.

Марина Овчинникова: Здравствуйте, Артем Петрович!

Артем Пушкин: Здравствуйте!

Вячеслав Афанасьев: Здравствуйте, но перед началом разговора я предлагаю посмотреть наше досье.

* * * *

Пушкин Артём Петрович. Родился 31 января 1964 года в городе Красноуральске Свердловской области. После службы в Вооруженных Силах СССР учился в Уральском политехническом институте. С 1988 по 2005 год служил в органах безопасности СССР и Российской Федерации, в налоговой полиции и Госнаркоконтроле Российской Федерации. С 2005 года работает в аппарате полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. В ноябре 2011 года назначен главным федеральным инспектором в Челябинской области. Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2 степени. Государственный советник Российской Федерации 2 класса. Женат, двое детей.

* * * *

Вячеслав Афанасьев: Когда мы готовились к этому разговору, то мы вспомнили интервью, которые давали нашему каналу ваши предшественники. В свое время Андрей Андриянов говорил, что его как федерального инспектора главная задача - выстроить систему, при которой не местах не могли бы игнорировать решения, принимаемые президентом. Сегодня такая система выстроена?

Артем Пушкин: Да, безусловно, сегодня такая система выстроена. Мы можем говорить, что налажено необходимое взаимодействие с администрацией губернатора, с органами исполнительной власти как субъектов Федерации, так и территориальными органами. Организовано взаимодействие с органами прокуратуры, правоохранительными органами, с основными контрольно-надзорными органами. Кроме того, данная система совершенствуется. С 1 июля 2011 года действует Указ президента №352 об исполнении поручений президента, который определил не только понятие "поручение президента", но и определил ту ответственность, которую несут должностные лица за исполнение. Я могу сказать, что сегодня этой системе требуется усовершенствование. Мы считаем, что нужно наладить необходимое взаимодействие с общественными организациями. И, кстати говоря, новый полномочный представитель президента Игорь Холманских как раз и ставит такую задачу. Поэтому я в рабочем порядке встречаюсь с представителями общественных организаций - недавно встречался с лидерами молодежных организаций, до этого посещал Челябинский педагогический институт, где встречался со студентами. На прошлой неделе было 46 лет ветеранской организации Челябинской области - тоже большая общественная сила. Мы обсуждали вопросы патриотического воспитания молодежи. Кроме того, встречаюсь с уполномоченными органами: уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам ребенка. Устанавливаем необходимое взаимодействие, решаем конкретные вопросы.

Марина Овчинникова: В рамках тех интересов, о которых вы говорили, в интересах государства, которые вы здесь рассматриваете, какие ваши полномочия?. Что может главный федеральный инспектор изменить, проконтролировать, на что может повлиять?

Артем Пушкин: Я считаю, что это прежде всего в рамках полномочий, которые предоставлены указом президента №849 - это о полномочных представителях. В первую очередь это контроль за исполнением федерального законодательства, поручений президента. Есть проблемные вопросы, которые необходимо решать органам исполнительной власти - эти проблемные вопросы могу поставить перед органами исполнительной власти. Кроме того, это координация деятельности различных структур в рамках контроля деятельности. Например, помните, раньше остро стоял вопрос о домах престарелых, о школах-интернатах, которые даже не были зарегистрированы. Сегодня эта проблема практически решена, и уже речь идет об устранении каких-то мелких недостатков.

Вячеслав Афанасьев: Все-таки задачи, которые стоят перед вами сегодня, задачи, которые ставит перед вами президент, существенно отличаются о, скажем так, списка Андриянова. То есть система реагирует? Вот вы сейчас сказали, что надо больше работать с общественными организациями. Еще вы сказали про особый статус "поручения президента". Что это за особый статус?

Артем Пушкин: В данном случае указом об исполнении поручений президента предусмотрена персональная ответственность лично губернатора и тех должностных лиц, кто уполномочен это сделать. Речь идет о том, что либо надо обосновать, что срок выполнения поручения должен быть продлен, либо исполнить в предусмотренные строки. В противном случае речь может идти о вотуме недоверия и отстранения от должности конкретных должностных лиц.

Вячеслав Афанасьев: Насколько серьезна эволюция поручений, эволюция задач, которые перед вами стоят?

Артем Пушкин: Да, я считаю, что то, что было в послании президента Российской Федерации, акцент все-таки делается на социальные обязательства государства и именно на обеспечение незащищенных слоев общества. Поэтому если говорим об эволюции этих поручений, то она касается конкретных категорий граждан. Я уже называл: это инвалиды, ветераны. Говорим, что по-прежнему остается актуальным вопрос обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны жильем, детей-сирот. Из застарелых проблем, которые требуется актуализировать, - это проблема обманутых дольщиков. Она была озвучена в 2010 году на территории Челябинской области, но именно в 2012 году активно обсуждалась и принимались конкретные решения. Каждый полномочный представитель проводил совещания, губернатор заслушивал должностных лиц. И сегодня поставлен вопрос, во-первых, это регламентировано поручением президента, что до 1 января 2013 года проблема обманутых дольщиков должна быть решена. Соответственно, на еженедельном контроле этот вопрос стоит и в администрации губернатора, и в аппарате полномочного представителя президента. Кроме того, есть конкретные поручения по видеоприему или известное для всех жителей Челябинской области поручение по переселению поселка Роза.

Марина Овчинникова: Какой пункт в этом списке для вас самый сложный? Какая, на ваш взгляд, самая трудная задача?

Артем Пушкин: Я бы не стал выделять какую-то проблему. Есть определенный перечень, в том числе те, которые я назвал. Здесь главное - обеспечить исполнение этих решений. Во многом решения могут быть декларативными, так вот мы говорим об их реальном исполнении.

Марина Овчинникова: Электронный почтовый ящик нашей программы - logikavlasti@list.ru. Присылайте свои вопросы героям программы. Мы эти вопросы обязательно зададим. И вот вопрос, Артем Петрович, из категории самых часто встречающихся: "Уважаемый Артём Петрович! У меня сын пойдет в следующем году в армию. Я смотрю телерепортажи: с одной стороны - избитые офицерами солдатики, беглецы и дедовщина. С другой - заявление чиновников, что будут жестко наказывать уклонистов и в армии уже все хорошо! Кому мне верить? Спасибо".

Артем Пушкин: Отвечая на этот вопрос, я хотел бы сказать, что я сам два года был на срочной службе, поэтому знаю ситуацию. Я считаю, что... Нас учили так: защита Отечества - это священный долг и почетная обязанность гражданина. Был период в 90-е годы, когда люди в форме не выходили... Сегодня, я считаю, ситуация меняется, многое делается по реформированию в армии, в том числе решаются социальные вопросы. Можно говорить о том, что повышается зарплата военнослужащих, решаются вопросы с жильем офицерам.

Вячеслав Афанасьев: Но все-таки кто в этом споре прав: родители или военные ведомства, которые говорят, что ситуация улучшилась? Дайте ответ как арбитр...

Артем Пушкин: Я считаю, что ситуация улучшилась, но все проблемы в армии все-таки не решены. Поэтому мы контролируем эту ситуацию, можно обратиться и в приемную президента, и лично ко мне как к главному федеральному инспектору. Даже за те полгода, которые я работаю в Челябинской области, приходилось решать проблемы Министерства обороны. Зимой это было обеспечение теплом, в весенний призыв, буквально в течение прошлого месяца, дважды отключался областной пункт. Мы оперативно решали эти проблемы, потому что, несмотря на неуплату, от этого призывники страдать не должны.

Вячеслав Афанасьев: Призыв можно считать показателем отношения общества к армии. Какова ситуация с призывом, много ли так называемых уклонистов?

Артем Пушкин: На сегодня план по призыву выполняется, почти 5 тысяч наших призывников должно быть призвано в ряды Вооруженных Сил. На сегодня в плановом порядке более 50 процентов призывников пришло. Но вместе с тем есть и так называемые уклонисты. На сегодня их по Челябинской области 220 человек, в том числе есть и так называемые злостные уклонисты. Около 70 административных протоколов, возбуждено 3 уголовных дела. Это объективная реальность, которая говорит о том, что не все в армии просто. Но в то же время я хочу сказать, что если оценивать призывников, давать им характеристику, то сегодня приходят, не в массовом порядке, но есть обращения, кто окончил высшие учебные заведения, получил высшее образование и тем не менее хотел бы служить в армии. И количество образованных людей в армии, я считаю, повышается.

Марина Овчинникова: Вы постоянный участник всех совещаний силовиков. Коррупция - тема последнего совещания. Как вы оцениваете коррумпированность региона и качество борьбы с коррупцией на Южном Урале?

Артем Пушкин: На федеральном уровне принят национальный план и стратегия противодействия коррупции. Соответствующая региональная нормативная база принята и в Челябинской области. Я бы хотел отметить активизацию работы правоохранительных органов в этом направлении. В первую очередь около половины всех должностных преступлений, совершаемых в Уральском федеральном округе, относится к Челябинской области. За 2012 год в полтора раза отмечается рост количества коррупционных проявлений и в два раза - количество преступлений, связанных со взяточничеством.

Марина Овчинникова: Речь идет о количестве выявленных преступлений, о количестве выявленных эпизодов?

Артем Пушкин: Да, это уже выявленные преступления. Такая работа проводится. Сегодня вызывает озабоченность организация работы по контролю приоритетных национальных проектов. Кстати говоря, на программу я приехал с рабочего совещания по этому вопросу. Вы знаете, что это общегосударственный проект, связанный с обеспечением граждан жильем, здравоохранением, образованием и сельским хозяйством. На эти проекты выделяются громадные деньги. Например, по программе реформирования ЖКХ только на отселение около миллиарда рублей. Сегодня Законодательным собранием области на 1 миллиард 100 миллионов увеличена программа по обеспечению реформирования здравоохранения. Как вы понимаете, это большие деньги, которые требую особого контроля. За 2012 год по данному направлению выявлено 32 преступления - это серьезная цифра. Мы, во-первых, на это обращаем внимание, во-вторых, поставили этот вопрос на особый контроль.

Вячеслав Афанасьев: Впечатляющая статистика. Но я предлагаю вернуться к событиям недельной давности - я говорю о визите в Челябинск полпреда в УрФО Игоря Холманских. Сначала объясните нам суть таких визитов.

Марина Овчинникова: То ли как ревизор приезжал, то ли как познакомиться с регионом?

Артем Пушкин: Приезд полномочного представителя был первый, можно считать его ознакомительным. Но вместе с тем по постановке вопроса, я считаю, можно говорить и о ревизии дел по конкретным направлениям деятельности в Челябинской области. Он посетил Челябинский тракторный завод - шел предметный разговор о модернизации производства, о наращивании продукции. Это конкретные вопросы, которые решались. Были совещания с представителями общественного движения "В защиту человека труда", где также ставились конкретные вопросы. В том числе задавались вопросы по повышению качества подготовки конкретных рабочих, по обеспечению их жильем. Были конкретные предложения по этому вопросу. Кстати говоря, то поручение по расселению поселка Роза в практическом преломлении тоже рассматривалось. Часть людей уже отселена, но в то же время остаются проблемы по предоставлению документов непосредственно на те квартиры, в которые въехали жители. Ряд категорий - ветераны, инвалиды - имеют право на 50-процентную скидку - вот эти вопросы тоже не решаются. И на следующем этапе речь идет уже о том, что должно быть отселение во вновь строящиеся дома. Рассматривался вопрос о конкретных строках ввода жилья.

Марина Овчинникова: Визит прошел, какие-то итоги уже подведены. Вы можете сказать, какие плюсы или минусы Холманских отметил для себя и вас в Челябинской области?

Артем Пушкин: Полномочный представитель объективно отметил, что Челябинская область индустриально развита - об этом говорит и то производство, и губернатор Михаил Юревич доложил о динамичном развитии области, в том числе наращивание производства. Мы знаем, что это и строительство жилья, и вопросы сельского хозяйства. А те проблемы, на которые полномочный представитель обратил внимание, касаются обеспечения жителей социальными гарантиями, это вопросы здравоохранения. Он отметил, что и в средствах массовой информации подчеркивались и недостатки, и, вы знаете, это вопрос, связанный с Верхним Уфалеем, с обеспечением заработной платой медицинских работников и в городе Челябинске. Именно на эти вопросы полномочный представитель и обратил внимание.

Вячеслав Афанасьев: Вы регулярно проводите приемы граждан в приемной президента. Интересны темы, которые обсуждались во время визита полпреда, и темы, с которыми люди приходят к вам. Они сильно отличаются?

Артем Пушкин: Я могу сказать, что почти за полгода в приемную президента и в приемную главного федерального инспектора было более 2 тысяч обращений. Если смотреть спектр этих обращений, то в первую очередь это вопросы, касающиеся сферы ЖКХ - их около 30 процентов. Еще треть обращений - социальные гарантии. Около 20 процентов - это вопросы, связанные с обеспечением безопасности граждан. И ряд вопросов задают представители малого и среднего бизнеса по обеспечению защиты прав и интересов.

Марина Овчинникова: На вас лежит ответственность не только за контроль выполнения поручений президента, вы еще отвечаете и за реализацию масштабных экономических программ. Например, энергосбережение. Как в этом плане выглядит Южный Урал?

Артем Пушкин: В 2009 году принят федеральный закон об энергосбережении, соответствующая программа разработана и в Челябинской области на период 2010-2012 года. В рамках реализации этой программы разработан конкретный перечень мероприятий. В качестве положительных моментов отмечается, что проводится работа по модернизации неэффективных котельных. В частности, в 2011 году было выведено из обращения 48 таких неэффективных котельных, введены новые. Это позволило бюджету сэкономить около 50 миллионов рублей. Это реальные деньги, которые могут быть потрачены в том числе на конкретные социальные обязательства государства и области перед нашими жителями. Работы продолжаются, идет речь о замене еще 130 котельных. Порядка 57 будут заменены в 2012 году.

Вячеслав Афанасьев: Я думаю, это очень масштабный проект, за который каждый южноуралец поблагодарит коммунальщиков и вас, если вы это все проконтролируете. Спасибо, Артём Петрович! Гостем студии программы "Логика власти" был Главный федеральный инспектор по Челябинской области Артем Пушкин.

Марина Овчинникова: Человек, которому приходится одновременно и от лица президента контролировать региональные власти и работать с ними в связке. Задача сложная, но цель - благополучие южноуральцев - этого требует. Всего доброго.